Легендарные туннели города Ливерпуль

Не так давно мне в руки попал изданный в 1831 году иллюстрированный сборник видов графства Ланкашир с описаниями и пояснениями.

С интересом, будто сквозь подзорную трубу заглядывая в прошлое, я разглядывал детальные, по инженерному точно выполненные иллюстрации. Улицы, предместья, церкви, кладбища, парки и инженерные сооружения — автор ими гордился и посчитал их достойными упоминания в качестве значимых мест Ланкашира. Перед моими глазами была не синтетическая интерпретация моим современником позапрошлого века, а оригинальное, иллюстрированное послание жившего более 180-ти лет назад образованного человека и мецената (создание такого сборника навряд ли обещало быть прибыльным предприятием). Автор выбрал достойные места, художник с гравером постарались преподнести их наилучшим образом.

Скользя по гравюрам с изображениями улиц, церквей и доходных домов, взгляд «зацепился» за изображение строительства туннеля. Строительная тематика вообще интересно смотрится в гравюрном исполнении, а в данном случае речь похоже шла о серьезном инженерном предприятии. Подпись под гравюрой буквально сообщала: «Вход в туннель железной дороги Ливерпуль — Манчестер, Эдж-Хилл». Рядом нашлась подробная статья, которая, наверное, заслуживает отдельного рассказа — столько там нашлось занимательных инженерных и финансовых подробностей. Но вернемся к туннелю.

Туннель Ливерпуль-Манчестер

Вход в ж/д туннель Ливерпуль-Манчестер, Эдж-Хилл

Чтобы разобраться почему составители  сборника решили включить в него историю строительства туннеля вспомним какую роль играли Ливерпуль и Манчестер в индустриальной жизни Англии в самом разгаре промышленной революции.

Ливерпуль и Манчестер

(ключевые слова для поиска в Интернет: Liverpool Manchester)

Два старинных города Англии — Ливерпуль и Манчестер. Два города со значительной историей: Манчестер известен с 79 года нашей эры, Ливерпуль ведет свою историю с 13-го века. Оба города с начала 19-го века оказались на пути безумного колеса индустриальной революции, катящегося без остановки по Европе.

Манчестер — небольшой феодальный город неожиданно превратился в мирового лидера текстильной промышленности в 30-40 годы 19 века.

Ливерпуль — медленно растущий городок превратился в значимый торговый порт, принимающий товары из Вест-Индии и корабли трансатлантической работорговли. Именно в Ливерпуле был сооружен первый в Англии открытый портовый док.

Оба города служили флагманами промышленной революции Великобритании на протяжении 19-го столетия. Вполне естественным выглядит тот факт, что именно между Ливерпулем и Манчестером была построена первая в мире двухпутная межгородская пассажирская железная дорога, на которой поезда ходили строго по расписанию, а проезд осуществлялся по билетам. К слову, это был первый в истории коммерческий общественный транспорт, который не использовал конную тягловую силу.

Железная дорога Ливерпуль — Манчестер

(ключевые слова для поиска в Интернет: Liverpool and Manchester Railway)

Дорога официально открылась для публичного использования 15 сентября 1830 года и была уникальным сооружением для своего времени, как по длине и сложности ее сооружений, так и по своему назначению. Поезда тянулись паровыми локомотивами. Были допущены к передвижению частные вагоны. Длина дороги составляла 56 км (35 миль) — значительное инженерное достижение для своего времени.

Дорога начиналась с 2-х километрового туннеля, проложенного под Ливерпулем от южной стороны Ливерпульских доков до станции Эдж-Хилл. Сквозь этот туннель, названный Эдж-Хиллским или Воппингским туннелем, вагоны тянулись буксировочным тросом при помощи стационарного двигателя, установленного в Эдж-Хилл, так как для локомотивов дорога слишком круто «забирала» вверх. После Эдж-Хилл вагоны далее до Манчестера уже тянулись локомотивом.

Всего дорога насчитывала 64 моста и виадука, построенные из кирпича и строительного камня!

Первый в истории несчастный случай на железной дороге

(ключевые слова для поиска в Интернет: William Huskisson accident)

Церемония открытия омрачилась гибелью Уильяма Хаскинсона (William Huskisson), Британского тайного советника, государственного деятеля и финансиста в результате несчастного случая на железной дороге. Печально, но и в этом Ливерпуль отличился в качестве пионера — гибель Хаскинсона считается первым в мире официально зафиксированным несчастным случаем, произошедшим на железной дороге.

Окрытие железной дороги Ливерпуль-Манчестер

Окрытие железной дороги Ливерпуль-Манчестер
(Opening of the Liverpool and Manchester Railway).
Автор неизвестен

Случилось это так: Уильям Хаскинсон был в ссоре с Герцогом Веллингтонским. Увидев герцога (который ехал в личном вагоне), Хаскинсон поспешил навстречу, рассчитывая помириться. Они с герцогом обменялись рукопожатием, но Хаскинсон не видел приближающийся по соседнему пути локомотив Стефенсонская Ракета (Stephenson’s Rocket). Когда же он услышал крики и распознал опасность, то запаниковал и попытался устраниться с опасного пути. Хаскинсон начал карабкаться в вагон герцога, но повис на открывшейся дверце. В результате несчастный упал на рельсы перед поездом и локомотив серьезно повредил Хаскинсону ногу. Присутствовавший на церемонии Джордж Стефенсон (George Stephenson) — инженер-создатель локомотива, лично повел поезд, чтобы поскорее доставить пострадавшего в госпиталь.

Локомотив Ланкаширская Ведьма (Lancashire Witch). 1828 год.

Локомотив Ланкаширская Ведьма (Lancashire Witch). 1828 год.

Ранение оказалось весьма серьезным. По дороге в госпиталь Хаскинсону была дана доза опиума в качестве обезболивающего. В госпитале ему сообщили, что надежды выжить нет. Смирившись, Хаскинсон сообщил свою последнюю волю и несколькими часами позже скончался.

Смерть и похороны Уильяма Хаскинсона получили такой резонанс, что привели к мировой известности железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Именно таким образом мир узнал о существовании средства — быстрого и дешевого для передвижения на большие расстояния. Наступал «бум» строительства железных дорог во всему миру.

Туннели Ливерпуля

(ключевые слова для поиска в Интернет: Liverpool tunnels, wapping tunnel liverpool)

Вернемся опять к нашему туннелю. В очередной раз можно говорить о статусе новатора, присущий Ливерпулю 19-го века — двухкилометровый туннель Ливерпуль-Манчестерской железной дороги явился вообще первым в мире туннелем, прорубленным под городом.

Вообще туннелей было пять. В период с 1829 по 1848 годы было выстроено четыре основных туннеля и еще один уникальный по сложности туннель был проложен в 1886 году:

  1. Туннель Кроун Стрит им. Стефенсона (Crown Street Stephenson Tunnel) — 1829 год
  2. Уоппингский туннель (Wapping Tunnel) — 1829 год
  3. Туннель Лайм Стрит (Lime Street Tunnel) — 1836 год
  4. Виктория/Ватерлоо Туннель (Victoria/Waterloo Tunnel) — 1848 года
  5. Туннель Реки Мерзи (Mersey River Tunnel) — 1886

Туннель Кроун Стрит им. Стефенсона (Crown Street Stephenson Tunnel) — 1829 год

Построен известным инженером-механиком Джорджем Стефенсоном. Одноколейный туннель длиной 266 метров, начинающийся в глубокой открытой колее-перегоне, вырубленной в скале, у перекрестка Эдж-Хилл. Туннель был проложен для обслуживания первой пассажирской станции и тянулся до улицы Краун Стрит. Это старейший туннель в мире, проложенный под улицами города. Также этот туннель второй по возрасту после туннеля, построенного в 1804 году в деревне Петребах (Англия). Находясь слишком далеко от центра Ливерпуля, пассажирская станция была заброшена в 1838 году в пользу станции на Лайм Стрит, а сам участок железной дороги был переоборудован для грузовых перевозок.

Туннель частично обрушился в конце Краун Стрит из-за отсутствия должного ухода. Об обрушении говорят просадки на дороге над местом расположения туннеля.

Уоппингский туннель (Wapping Tunnel) — 1829 год

Двухкилометровый двухколейный туннель — первый железнодорожный туннель в мире, проложенный под городом и второй по возрасту туннель мира, проложенный под улицами (первый — туннель, описанный выше). Как и предыдущий, Уоппингский туннель берет свое начало в глубокой туннельной колее, вырубленной в скале в районе Эдж-Хилл и тянется до Ливерпульских доков. Туннель использовался исключительно для грузовых перевозок.

Уоппингский туннель, Ливерпуль. Вход в туннель с конца улицы Кингз Докс (Kings Docks).

Уоппингский туннель, Ливерпуль. Вход в туннель с конца улицы Кингз Докс (Kings Docks). Фото: Rept0n1x.

Один из оконечных выходов из Уоппингского туннеля до сих пор заметен на улице Кингз Док Стрит, на которой расположены портовые доки.

Хотя сегодня выход заложен кирпичом и затянут створками ворот, можно представить себе как бурлила портовая жизнь в этом месте 140 лет тому назад, ведь склады находились непосредственно над железнодорожными линиями, открывая доступ к вагонам через складские люки. Благодаря Google Street View можно самому осмотреть вход в туннель на Кингз Док Стрит и, виртуально «оглянувшись», попытаться представить себе это место 140 лет тому назад.

Туннель Лайм Стрит (Lime Street Tunnel) — 1836 год

Двухколейный туннель длиной 1.8 км был проложен под городскими улицами, начиная от Эдж-Хилл на востоке района и до Лайм Стрит. Новая станция Эдж-Хилл была построена на западе района и заменила станцию, находящуюся в начале Уоппингского туннеля. В 1880 году туннель был переоборудован в открытый перегон. Единственный подземный участок, короткий в 50 метров, до сих пор в районе Эдж-Хилл, оставляя статус старейшего в мире туннеля за ним, хотя уже и не только под двумя улицами.

Виктория/Ватерлоо Туннель (Victoria/Waterloo Tunnel) — 1848 года

Этот туннель заметен тем, что изменил свое название. Точнее сам туннель известен под именем Туннель Ватерлоо. Открытый перегон соединяет оба туннеля. Туннель Виктория идет от Эдж-Хилл на востоке до открытого участка на Байром Стрит. Туннель Ватерлоо начинается в том же участке и тянется до Товарной станции Ватерлоо на западе в доке Ватерлоо.

Туннель Реки Мерзи (Mersey River Tunnel) — 1886

Спроектированный Чарльзом Фоксом, туннель открыл в 1886 году сообщение между Ливерпулем и Биркенхедом под рекой Мерзи. К 1892 году протяженность подземной части дороги от станции Парк Биркенхеда до Центральной станции Ливерпульской подземки составляла 5 километров. Участок туннеля под рекой длиной в 1,2 километра, является самым длинным туннелем, проложенным под рекой на 1886 год. Туннель формально был частью Железнодорожных линий Мерзи (Mersey Railway) — второй старейшей городской подземной сети в мире. Сегодня Железнодорожные Линии Мерзи интегрированы в железнодорожную сеть Мерзирейл (Merseyrail).

На случай возможного затопления туннеля и вынужденной эвакуации была выстроена дренажная система, оборудованная мощными насосами и способная удержать 80 000 галлонов воды (приблизительно 300 тыс. литров) в специальных отстойниках.

 

Вентиляционные башни

(ключевые слова для поиска в Интернет: Liverpool ventilation shaft)

По всей протяженности Ливерпульских железнодорожных туннелей до сих пор можно увидеть вентиляционные башни из красного кирпича. Две из них были разобраны, но оставшиеся несколько башен до сих пор служат указателем местоположения туннеля и доказывают его существование.

Молчаливо и значительно они расставлены по городу как стражники, являясь частью городского ландшафта. К ним привыкли, их фотографируют, они видны на улицах и в парках.

Кроме вентиляционных башен некоторые участки туннеля были оставлены открытыми сверху, напоминая русло реки, вырубленное в скале. В английском языке для этих целей есть отдельное слово — “cuttings”.

Иногда эти открытые участки планировались для вентиляционных целей, иногда служили ловушками для отцепившихся вагонов (по-английски есть специальный термин — «сбежавший вагон» или “run-away wagon”), а иногда выполняли роль соединительных порталов и посадочных станций.

Ливерпуль явился пионером в строительстве городской железнодорожной инфраструктуры. Многие города мира претендуют на то, что именно в них были построены первые железнодорожные туннели (в частности Нью-Йорк и Лондон), однако туннели Ливерпуля датируются более ранними сроками.

Туннели Ливерпуля сегодня

(ключевые слова для поиска в Интернет: Liverpool tunnels condition)

Туннели Ливерпуля большей частью не используются в наши дни, за исколючением, пожалуй, Туннеля Реки Мерзи, который сегодня часть ветки Виррал железнодорожных линий Мерзи. В отличие от Туннеля Реки Мерзи, в 1972 году функционирование Ливерпульских туннелей было прекращено. Несмотря на то, что туннели доступны с точки зрения возможности туда попасть, официально они закрыты для публичного доступа.

За прошедшие годы предлагались различные варианты использования железнодорожных туннелей для нужд города, обсуждаются подобные планы и сегодня. Пока же туннели остаются законсервированными, а открытые дождю перегоны зияют темными провалами входов в необитаемый сумрак и зарастают травой.

Интересный факт

(ключевые слова для поиска в Интернет: Liverpool tunnel eco capital building)

Интересный факт, одно из достопримечательностей Ливерпуля — похожее на выстроенное из песка здание Royal Sun Alliance (сегодня здание называется Capital Building), кубическая архитектура которого, напоминает объекты в игре Майнкрафт.

Здание использует речной туннель Мерзи интересным образом: вода, которая просачивается в туннель со стороны реки Мерзи, практически всегда составляет 12 градусов Цельсия, откачивается из туннеля. Тепловой насос при помощи термического хранилища затем использует эту воду для нагрева и охлаждения здания, таким образом обеспечивая минимальный расход энергии.
Другими словами, не каждый город может похвастаться эко-зданием, соответствующим современным энергосберегающим строительным тенденциям. В Ливерпуле есть такое здание. Кстати не факт, что его жители про это знают.


ArtKunst: A.K.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s